Галиат

Галиат. Наследие

История заселения Галиата датируется 5 — началом 6 веками. Эта датировка подтверждается археологическими раскопками древних захоронений и могильников, а также остатками и развалинами древних строений. По легенде, здесь в древности жил мифический народ царциата, который разгневал бога, и все его представители были умерщвлены. После этого на Нисан æфцаг (перевале) поселились туальцы. Но и они не очень усердно молились богу и дзуарам и также погибли. 


Известный кавказовед В. Б. Пфафф селение Галиат считал европейским племенем. Кроме того, он упоминает «об осаде Клата, защищавшемся, между прочим, и осетинским, с кипчаками…». В Туалии есть селение Хълиат «Клиат», название которого, по–видимому, имеет общий корень с названием Галиат, восходящий, очевидно, к этнониму.

Галиат. Наследие

По другой версии, в Галиате было два общества — Галаоновское и Булацаоновское. По преданиям предков, Галиат обезлюдил 4 раза. Последний раз он был заселён в начале 15 века или в конце 14 века. Этот период связан с массовым переселением дигорцев-алан с равнины в горы. По преданиям, при появлении дигорцев в ущелье, села были опустошены. Переселенцы долгое время не заселяли дома, только спустя годы постепенно освоили их.

Галиат делился на несколько поселений — Цырухс, Мидгъау, Цузы сых, Фасхъау, Андаг хъау. В совокупности все эти поселения составляли село Галиат или, как считают некоторые исследователи, город Галиат. На вершине горы Уыз некогда располагалась огромная крепость, останки крепостной стены существуют и в наши дни. Также легко прослеживается весь фундамент с остатками известковой кладки и кусками известкового раствора. Возможно, крепость пала в каком-то сражении или из-за надобности была разрушена самими галиатцами, неизвестно. Но многие постройки более позднего периода сделаны из камней крепости. Порода камней многих домов Галиата идентичны с камнями остатков стен крепости.

Недалеко от останков крепости Уыз имеется древний могильник 5-6 веков. Выше могильника на вершине хребта расположено святилище Авд Дзуары (семь божеств или семь ангелов). По некоторым данным, святилище появилось примерно в тот же период — 5-6 век. Святилище очень почитаемо во всем Уаллагкоме, а в наше время и во всей Осетии. 


Внутри села находится второе святилище — Фарон. Этимология названия святилища не ясна до конца. Есть версия, что слово «Фарон» происходит от слова «фарн» — изобилие и, возможно, когда-то звучало «фарнон». Но это только версия. Святилище очень почитаемо, каждый год в день 


празднества собирается до 1,5 тыс. чел.

В Галиате сохранились три целые и несколько полуразрушенных башен. Все они считаются фамильными, но фамилии, за которыми они закреплены, кроме Гадзаовых (Годизовых, Булацевых) появились в Галиате относительно недавно, то есть в 17-18 вв., башни же построены гораздо раньше — 10-14 вв. 

Галиат. Наследие

Еще одной достопримечательностью Галиата ученые называют петроглифы — древние рисунки-письмена. Это редкая и загадочная находка для историков. Информация, зашифрованная в рисунках, пока остается тайной. Это изображение пахаря и животного, по мнению исследователей, представляет собой целую этнографическую картину, несостоявшуюся письменность.


 Галиат слыл богатым городом. Археологи утверждают, уже в X веке он имел водопровод и канализационную систему. Здесь были сосредоточены крупные ремесленные мастерские. Местная знать торговала скотом. Галиатские бычки и барашки славились далеко за пределами Древней Осетии. Через Уаллагкомкое ущелье, где расположен Галиат, пролегал знаменитый Шелковый путь

Добраться до локации вы можете с помощью TopRent

Галиат. Наследие